Информация об услугах

Информация

об услугах Центра профориентационной работы МАОУ СОШ №93

 

Сущность, цель и задачи профориентации школьников

В настоящее время сложилось понимание профессиональной ориентации как научно-практической системы подготовки молодежи к свободному и осознанному выбору профессии. Профориентация призвана способствовать осуществлению предусмотренного Конституцией РФ права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда. Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению. Система профориентации в МАОУ СОШ №93 включает в себя следующие элементы: профессиональное просвещение (профинформирование, профконсультирование), профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консульта¬ция, которая нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию; социально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д. Профессиональное воспитание ставит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств. Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и координирует деятельность других звеньев системы профориентации.

 

Центр профориентационной работы в системе профориентации учащихся

Общей целью профориентации школьников является формирование у них осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в кадрах. Общими задачами профориентации школьников являются следующие:

- максимальное информирование учащихся о мире и о требованиях профессий к личности;

- активизация познавательной деятельности учащихся в поиске «своей» профессии;

- создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;

- формирование профессиональной направленности личности, общественно значимых мотивов выбора профессий; изучение школьников в целях профориентации; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы. Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

 

Этапы профессиональной ориентации школьников

 

Этап актуализации проблемы выбора профессии (1—4 классы).

Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями.

1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.

2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

 

 Этап формирования профессиональной направленности. (5—7 классы).

Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и развитие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

 

Этап формирования профессионального самосознания (8—9 классы).

Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

 

Этап уточнения социально-профессионального статуса (10—11 классы).

 Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.

3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

 

Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания общей средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

 

В профориентационной работе со школьниками используются три группы форм и методов:

- формы и методы ознакомительной профориентационной работы;

- методы организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к осознанному выбору профессии;

- методы изучения учащихся в целях профориентации.

 

Организация профориентационной работы

Профессиональную ориентацию следует рассматривать как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно увязана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе.