Анализ работы центра профориентационной работы МАОУ СОШ № 93 за 2014-2015 учебный год

Анализ работы

 центра профориентационной работы МАОУ СОШ № 93

за 2014-2015 учебный год

 

 Основными задачами Центра профориентационной работы в 2014-2015 учебном году явились:

- формирование у учащихся готовности к обоснованному выбору пути получения образования к окончанию неполной средней школы в средних профессиональных, средних специальных учебных заведениях, в 10-11-х классах дневных средних общеобразовательных школ, в ВУЗах;

- подготовка учащихся к осознанному выбору профессии;

-предоставление учащимся сведения о профессиях, в которых нуждается современное общество;

-информирование учащихся о путях получения профессии,

-воспитание уважение к разным видам профессиональной деятельности, особенно к профессиям в сфере материального производства;

-знакомство с профессиями, в которых нуждается город.

Формы организации работы:

-урок

- лекция,

-беседа,

-классный час,

-встречи с представителями предприятий, учебных заведений,

-работа с литературой и справочным материалом (в кабинете профориентации «Мастерские» оформлен стенд "Азбука профессий", на стенде располагаются справочные материалы по специфике современных профессий),

- диагностика - организация выставок, анкетирование,

 - экскурсии на предприятия, посещение выставок «Абитуриент» - межведомственное взаимодействие Профессиональную ориентацию следует рассматривать как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно увязана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе.

 Поэтому учителя –предметники проводят профориентационные мероприятия по пяти типам профессий в рамках урочной и внеурочной деятельности:

1) лабораторные, практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, выполнение работ на уроке технологии ("Человек - природа");

2) лабораторные, практические работы по физике, химии, выполнение работ на уроках технологии, техническое моделирование ("Человек - техника");

3) анализ характеристик литературных героев, исторических личностей, анализ мыслей, поведения окружающих, общественно - организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх ("Человек - человек");

4) выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчётов, схем ("Человек - знаковая система");

5) анализ художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, музыки, участие в эстетическом оформлении класса, школы, участие в художественной самодеятельности, в кружках эстетического направления ("Человек - художественный образ").

 

Профориентационная работа с учащимися

 

По своей организационной структуре профессиональная ориентация - система многоступенчатая.

Первая ступень - трудовое воспитание. Осуществляется учителями технологиии, родителями в семье.

Вторая ступень - профессиональное просвещение реализуется учителем и классным руководителем, библиотекарем, предприятиями города, учебными заведениями, средствами массовой информации.

Третья ступень - профессиональная консультация - проводится школьным психологом.

Четвертая ступень - профессиональная адаптация - ею занимается педагогический коллектив школы, СПС школы проводила профориентационную работу с учащимися в следующих направлениях: проведение информационно-просветительской работы; изучение склонностей учащихся и их профессиональных потребностей; проведение индивидуальных консультаций, оказывала педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения, проводила индивидуальные консультации по выбору специальности и учебного заведения; осуществляла консультации учащихся по социальным вопросам («Мои перспективы и возможности», «Что я знаю о своей будущей профессии»).

 

Профориентационная работа ведётся по следующим направлениям:

- трудовое воспитание;;

- профессиональное просвещение;

- профессиональная консультация;

- социальная адаптация выпускников.

Приоритетными формами профориентации в школе в 2013-2014 учебном году стали встречи с людьми разных профессий (представители краснодарской организации «Боевое братство», с представителями предприятий средних учебных заведений, экскурсии на предприятия (ООО «Очаково»), учреждения культуры (Молодежный театр, Театр Драмы, «Премьера»), посещение летного училища им. Серова.

    В рамках посещения учащимися 8-11 классов «Ярмарки вакансий», профориентационных выставок учебных заведений «Абитуриент - 2015», в которой принимали участие высшие, средне-специальные учебные заведения, ПУ, лицеи, центры города Краснодара, ребятам предоставлялась возможность пообщаться с преподавателями и учащимися данных учебных заведений, посмотреть на продукты деятельности различных специальностей, получить важную информацию о поступлении и работе учебных заведений и даже пройти тестирование на определение направленности трудовой деятельности.

    Временное трудоустройство через Центр занятости населения г. Краснодара также является формой профориентационной работы. Учащиеся приобретают начальные умения и навыки при проведении работ по благоустройству как пришкольной территории, так и школьного здания, получают осознанное понимание бережного отношения к родной природе, к школьному имуществу у них формируется чувство уважения к людям любой профессии.

    Одним из методов профориентационной работы по интересам является кружковая деятельность. В начале учебного года руководитель кружка «Мастерская рукоделия» учитель технологии Скударнова Е.Н. проводила беседы с учащимися разных классов, показывала экспонаты, творческие работы. Учащиеся школы -постоянные участники и лауреаты окружных и городских творческих изобразительно-прикладных конкурсов.

    Профессиональная ориентация учащихся осуществляется в процессе изучения основ наук, трудового и профессионального обучения, занятий по профориентационным курсам, участия в общественно полезном труде, кружках, клубах и объединениях по интересам, проведения профориентационных мероприятий и индивидуальных консультаций.

 

Задачи на 2015-2016 учебный год:

1. Активизировать деятельность центра профориентационной работы с целью раннего самоопределения учащихся.

2. Организовывать при содействии ШУС КТД «Мы – будущее» определенной профессии, по возможности приурочивая их к профессиональным праздникам, использовать различные формы профориентационной работы (конкурсы, викторины, Дни профессий).

3. Особое внимание уделить педагогическому просвещению родителей по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации (лектории), привлекая родителей к участию в профориентации в классе («Встреча с мамой (папой), которая (-ый) работает …»).

4. Активизировать работу ШУС в начальной школе по проведению мероприятий проф. направления (организация и проведение конкурса рисунков «Кем работает моя мама/мой папа» (1-4 класс), конкурса сочинений «Когда я вырасту, буду работать...», конкурса стихотворений о профессиях «Самая интересная профессия»(5-7 класс).

5. Соц. педагогам - психологам школы содействовать учащимся в изучении профессиональных намерений: склонностей, интересов, индивидуальных различий, наличия и обоснованности профессиональных планов – для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся.

6. Продолжить работу по информированию учащихся о конкретных профессиях того или иного типа, об учебных заведениях, готовящих специалистов той или иной профессии.

7. Координировать работу классных руководителей по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции

8. Разнообразить систему профориентационного информирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда.

 

 

Зам. директора по ВР                                                            Т.А. Елфимова

 Зам. директора по ВР                                                               Н.В. Казакова